Что нужно делать с "серым" телефоном

Привет.

Хочу предупредить сразу: я не буду здесь рассматривать вопросы о том, что такое "серый" телефон, почему люди его покупают (в определенных обстоятельствах это очень удачная покупка) и как отличить серых от белых. Всё это темы для отдельных статей.

Данная же статья предназначена для тех, кто купил "серый" телефон по ошибке и теперь хочет от него избавиться (т.е. для него эта покупка оказалась не очень удачной).

Итак, начинаю повествование событий. Постараюсь как можно подробнее комментировать каждый нюанс. А вы уж сами делайте выводы относительно Вашей ситуации.

Примечание Все фамилии, названия итп являются выдуманными. Все совпадения случайны.

7 февраля 2004г мой братишка изъявил желание приобрести телефон "как у тебя" (не важно, какой именно, хотя это Siemens M55). Взяв запас терпения мы методично объехали все точки в нашей деревне и выяснили, что в тех местах где он есть в продаже цена на него одинаковая (плюс-минус). В районе 5300руб. Из всех мест мы выбрали салон в котором гарантийный срок был максимальный (целый один год, блин).

Купили телефон без проблем. Дочитав статью до конца Вы спросите: "Какого ..... вы не отказались от покупки в магазине, если всё это видели???". Поэтому сразу отвечу: "Всё это мы увидели после покупки." Хотя вроде были трезвые :-)

Итак, прищли домой, и через какое-то время обнаружили: "А как же на нем писать sms?" На клавиатуре телефона не оказалось русских символов! (ответ на вопрос см выше :-)) Тут уже все протрезаели и вспомнили все признаки "белых" и "не очень" сименсов. Вот что мы "нарыли" (ответ на вопрос см. выше %-))

 Купленый телефон"Белый" телефон
Номер производственной серии (в наклейке на коробке)L36880-N6300-S700L36880-N6300-A910
L36880-N6300-P910
L36880-N6300-S910
L36880-N6300-A911
L36880-N6300-P911
L36880-N6300-S911
Наклейка на коробкеНе содержит надписи "RUS". Сертификат ССС минсвязи России приклеен на обратной стороне коробки и не содержит сертификата соответствия РСТ (возможно поддельная)Содержит надпись "RUS" и сертификат ССС Минсвязи России совместно с сертификатом РСТ.
Наклейка под аккумуляторомНаклейка ССС сертификата Минсвязи России не содержит сертификата соответствия РСТ (возможно поддельная)Сертификат ССС Минсвязи России подтвержден сертификатом соответствия РСТ
КорпусКлавиатура не содержит русских буквРусские буквы нанесены на клавиши всех телефонов, поставляемых в РФ официально
ИнструкцияПрилагаемая инструкция на русском языке не является оригинальной (на задней обложке указан интернет-адрес оптового магазина инструкций) и даже по формату не помещается в упаковочную коробку. Инструкция на английском языке отсутствует.Телефон снабжен оригинальными инструкциями на русском и английском языках.

Итак, мы это всё обнаружили. Наши действия?
Во первых, я залез в интернет и сделал небольшой поиск, и нашел вот что (если ссылка сдохнет - я не отвечаю) http://forum.volgograd.ru/thread/16321.html

Воодушевившись таким образом (особенно порадовало то, что человек наезжал на эту-же контору) иду в магазин с претензиями. ВАЖНО! Все претензии здесь (и в дальнейшем) я предъявлял в очень вежливой форме. Не вступал в споры и препирательства. Если бы она согласилась нам вернуть деньги - мы бы вернули телефон, поблагодарили и вежливо расстались. И этой статьи не было бы :-) Но, в магазине девочка парила меня, что "все бумаги у нас есть" и что "старшего менеджера сегодня нет". Спорить не надо. Надо попросить реквизиты ихней конторы (если их нет на видном месте) Мне понадобилось ФИО директора и официальное название.

Итак, я пишу бумажку:

                                             Директору
                                             ООО "Рога и Антены"
                                             Петрову Д.А.

                                             от  Пупкина В.Л.


                                 Заявление


Я, Пупкин Василий Ламерович, паспорт 7500 №123456, выдан ОВД Задрюпинска
26.07.2000г,
купил 7.02.2004 года в ООО "Рога и Антены" по адресу ул.Грязнова 26
телефонный аппарат Siemens M55, с серийным номером IMEI 352030004188489 по
цене 5299руб 00коп (пять тысяч двести девяносто девять рублей 00коп).

Этот телефон оказался не сертифицированным для продаж в Российской Федерации.
Эта информация не была предоставлена мне при покупке сотового телефона.

11 февраля 2004г я обратился в вышеназванный магазин с требованием заменить
аппарат на сертифицированный или вернуть деньги, ввиду не предоставления
мне исчерпывающей и конечно же достоверной информацию о товаре. В чем мне
было отказано.

Я требую расторжения договора купли - продажи и возврата денег. В противном
случае я буду вынужден обратиться в районный суд.



                                                 Пупкина В.Л.
                                                 "12" февраля 2004г.
                                                 (подпись)

По поводу содержания. Обратите внимание, что я требую расторжения договора на том основании, что мне не была предоставлена существенная информация о товаре. Что за информация тут не уточняется (на тот момент я просто не был подготовлен к описанию). В моем случае - существенно было то, что я терял возможность обратиться в фирменый сервис-центр по любому поводу (например - для бесплатной замены прошивки). Это политика фирмы Siemens - они принципиально не обслуживают "серые" аппараты. Даже за деньги.
Конечно, на период гарантийного срока ремонты мне осуществлял бы подпольный (не сертифицированный фирмой Siemens) сервис-центр ООО"Рога и антены". А оно нам надо?

Предоставить полную информацию о товаре - обязаность продавца. Этого требует Закон. Кстати, неплохо бы знать его весь. Но здесь я ограничусь одной интересующей нас статьей:

                          Закон Российской Федерации
                         "О защите прав потребителей"

     Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за
ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе
(исполнителе, продавце)
     1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить
при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе
потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных
необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в
разумный срок расторгнуть его и потребовать возврата уплаченной за товар суммы
и возмещения других убытков.
     При расторжении договора потребитель обязан возвратить товар (результат
работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).
     2. Продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и
достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность,
предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего
Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи
потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.
     3. При причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя
вследствие непредоставления ему полной и достоверной информации о товаре
(работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в
порядке, предусмотренном статьей 14 настоящего Закона, в том числе полного
возмещения убытков, причиненных природным объектам, находящимся в
собственности (владении) потребителя.
     4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков,
причиненных недостоверной или недостаточно полной информацией о товаре
(работе, услуге), необходимо исходить из предположения об отсутствии у
потребителя специальных познаний о свойствах и характеристиках товара
(работы, услуги).

Поскольку Вы теперь грамотный потребитель - в Заявление можете фразу "Я требую расторжения договора купли - продажи и возврата денег." поменять на более убедительную: "Руководствуясь ст.12 Закона "О защите прав потребителей" я требую расторжения договора купли - продажи и возврата денег."

Печатаем Заявление В ДВУХэкземплярах. По идее - один экземпляр Вы отдаете им, на втором Вам обязаны поставить дату, входящий номер и подпись в принятии. Это Ваш контрольный экземпляр с которым Вы пойдете в суд (если до суда дело дойдет).

Печатаем и идем в магазин. Вообще-то надо идти к ним в канцелярию, но ввиду отсутствия "старшего менеджера" мне не сообщили адрес канцелярии (да и не понадобился бы он - головной офис у них в соседней области). Ну пришел я к ним. Подаю бумажку. "Старший" почитал, ухмыльнулся. Брать бумагу, а тем более подписывать - отказался. Вежливо интересуемся, кому же таки оставить сей труд? Он подводит меня к "уголку покупателя" (ну слепой я - не заметил сам) и тычет меня в номер факса и адрес емайла. Я не гордый - переписал адреса и ушел.

Небольшое отступление. Как себя вести на этой стадии. Точно так-же - вежливо и без пререканий. Помните - вы пришли просто подать заявление, а не вступать в дискуссию "кто из нас дурак". Поэтому все вопросы , не касающиеся заявления, просто игнорируйте (ну если только они не захотят сразу на месте расторгнуть договор). Если у Вас не приняли заявления и не предложили иного (как мне), вам следует послать заявление заказным письмом (нужно узнать почтовый адрес) с описбю вложения. Или воспользоваться услугами нотариуса (у них есть такая служба). Все расходы по доставке должны быть у Вас задокументированны (чеки, ордера) и в дальнейшем приложены к требованию по возмещению :-) Проще пойти в местное отделение ОЗПП и спросить совета у них. Лучше даже, если вы сходите туда до начала чтения этой статьи.

Кроме того, я посчитал не лишним, составить Акт о том, что мое заявление не приняли в магазине. Акт должен быть подписан Вами и свидетелями (С тех пор как по Закону кассовый чек перестал быть необходимостью при подтверждении договора купли-продажи, я стараюсь ходить в магазины с одним-двумя свидетелями). Например? прямо в магазине пишем на обороте Заявления:

                                   Акт

   Настоящий акт составлен мной, Пупкиным Василием Ламеровичем, в том, что
12 февраля 2004 года я попытался вручить в присутствии свидетеля указанное
на обороте Заявление продавцам ООО "Рога и Антены" по адр. ул Грязнова 26.
   Однако продавцы магазина отказались принять у меня это заявление.

   Настоящий Акт составлен в присутствии свидетеля Пупкина Ламера Ивановича,
паспорт 1234 № 123456, выдан ОВД Задрюпинска 1 апреля 2000г.

                                                      12.02.2004
                                                      Пупкин В.Л.
                                                      (подпись)


                                                      Свидетель
                                                      12.02.2004
                                                      Пупкин Л.И.
                                                      (подпись)

Итак, стадия 2.

То же самое заявление я отправил по емайлу, дополнив его абзацем:

ps: 12 февраля 2004г. я попытался в присутствии свидетеля передать это
Заявление менеджеру в магазине. Принять у меня заявление менеджер отказался
(о чем я и свидетель составили Акт) и посоветовал воспользоваться электронной
почтой или факсом. Выполняю его совет.
Примечание. Вообще-то менеджер дополнительно к факсу и емайлу предложил телефон секретаря. Однако - телефонный разговор к делу не пришьешь (в случае необходимости), а для нас важно (цитата Закона) "в разумный срок". Поэтому бумага с проставленными датами гораздо предпочтительнее. Хотя Вы можете и позвонить - возможно это будет скорейшим решением проблемы. Только параллельно звонку всётаки сделайте и бумагу!

Итак, письмо мы отправили утром 13-го. Получили уведомление о прочтении (кстати - очень удобная фишка в емайле - всегда запрашивайте такое уведомление). По Закону продавец обязан рассмотреть ее и дать ответ в течение 10 дней. Так что сидим - ждем. Кстати, обратите внимание - в письменном виде мы проявляем ту же вежливость, что и в устном общении. Но добавляем твердость.

И вот - первая ласточка (как я радовался!!) пришла 13.02.04 после обеда:

                                        Г-ну Пупкину Василию Ламеровичу

   На Ваше заявление от 12.02.04 хочу разъяснить следующее.
   По  вопросу о сертифицировании аппаратов мобильной связи нами был сделан
запрос в Федеральное государственное унитарное предприятие Всероссийский
научно-исследовательский институт сертификации (ВНИИС) и получен  ответ
следующего содержания: "вышеуказанная продукция может быть отнесена по
общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 к следующей позиции:
"Радиостанции приемо-передающие носимые" (код ОКП 657140)
   В соответствии с официальной информацией сертификации ("Номенклатура
продукции и услуг, в отношении которых законодательными актами Российской
Федерации предусмотрена их обязательная сертификация") указанная продукция не
относится к объектам обязательной сертификации Системы сертификации ГОСТ Р, и
ее обязательная сертификация в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена.
   Но, в любом случае, мы, как продавец, несем гарантийные обязательства за
проданную продукцию.

                           С уважением, Руководитель РСС -  Васечкин Сергей
Гм. Нас отшили? НЕТ!!! Читаем еще раз: "Радиостанции приемо-передающие носимые". А мы что покупали? Сотовый телефон! При покупке нам было сказано что это не телефон, а радиостанция? НЕТ! Очевидно прямое нарушение ст12ч1. Теперь Вы понимаете мою радость? :-)

На радостях 16-го (после выходных - у меня инет только на работе) пишем ответ Сергею:

   Благодарю Вас за подтверждение моих догадок относительно приобретенного
мной товара.
   Поскольку сообщенная Вами информация является существенной, и не была мне
сообщена при заключении договора купли-продажи,
я, руководствуясь статьей 12 Закона "О защите прав потребителей", продолжаю
требовать расторжения договора купли-продажи.
   Прошу удовлетворить это требование в десятидневный срок со дня подачи
моего первого заявления (13 февраля 2004года).

   С уважением, Василий Пупкин
Здесь мы уже даем понять продавцу, что не по наслышке знакомы с Законом. Возможно, если бы я упомянул об этом в первом заявлении, дело пошло бы быстрее.

Стадия 3.

Ответ пришел 16-го февраля вечером.

Уважаемый Василий,
по Вашему заявлению мы приняли решение об обмене Вашего телефона на
аналогичный, либо другой по Вашему выбору с доплатой.
С уважением, Руководитель сервисной службы Васечкин Сергей.
Еще не победа, но маленький шаг вперед.

Что мы имеем? Продавец естественно не желает возвращать нам деньги, но предложил варианты решения. Странно, что эти варианты были отвергнуты в день, когда мы пришли с устным заявлением. Ну да ладно - люди мы не гордые. Идем в магазин и обозреваем всё тот же ассортимент - т.е. полное отсутствие необходимой нам модели (не говоря уж о наличии "белых" аппаратов этой модели). Другой телефон нам был не нужен, поэтому вежливо интересуемся - когда будет наш? С грустью в голосе девушка сообщает, что такой информацией она не располагает :-( Предлагает записать нас в список или на очередь... но мы то не потенциальные покупатели, мы скорее даже наоборот :-) Поэтому вежливо отказываемся и наутро пишем:

Уважаемый Сергей.

   Вы видимо невнимательно читали моё заявление. Требование обменять товар я
предъявил магазину в устной форме 11 февраля 2004г. В моем требовании мне было
отказано. После этого, в своем заявлении я требую расторжения договора
купли-продажи, а не замены товара (руководствуясь ст.12п1 Закона РФ "О защите
прав потребителей").

   Однако, идя Вам навстречу, я вчера, 16 февраля 2004г посетил магазин с
желанием обменять аппарат на аналогичный. В продаже аналогичных моделей не
оказалось. Менеджер магазина отказался дать информацию о возможных сроках
поставки данной модели.

   Учитывая эти обстоятельства, я настаиваю на своем первоначальном требовании
о расторжении договора купли-продажи. Данное требование было предъявлено Вам в
письме от 13 февраля 2004г.

С уважением,
Василий Пупкин
Всё еще вежливо, но уже более настойчиво! Обязательно упомянуть, что ихнее предложение Вы не отвергли, а попытались пойти им навстречу. Но волею обстоятельств вынуждены опять прийти к первоначальному требованию.
Вообще - старайтесь протоколировать каждый Ваш шаг - если дело дойдет до суда, это будет плюсом в Вашу пользу.

Стадия 4.

И в тот же день получаем ответ:

  Добрый день, Александр.
  Вы можете вернуть Ваш телефон и получить деньги по месту его приобретения.
  С уважением, Руководитель сервисной службы Васечкин Сергей

Распечатываем всю переписку, прихватываем цитату из Закона, а так же список найденных нами отличий (всё это не понадобилось, но на всякий случай) и идем в Магазин. В магазине менеджер встретил нас (и узнал в лицо - что очень приятно) с желанием обменять аппарат. Мы сообщили ему, что менять нам предложили несколько дней назад, а теперь мы пришли расторгнуть договор. Он созвонился с... с кем не знаю, внимательно осмотрел аппарат, проверил комплектность (с аппаратом обращались исключительно аккуратно, так что изъянов найдено не было) и в результате нам вернули деньги - быстро и вежливо.

Всё! Хотя нет, вспомнив про вежливость я отписал Сергею письмо с благодарностью и поздравлениями с наступающими праздниками :-)

ps: Желаю Вам не попадать в такие истории, а если всётаки придется, обратиться в общество защиты прав потребителей и добиться справедливости!

страница обновлена 24.02.2004